Косарь. Кольцов А.

Сказки
Стихотворение Алексея Васильевича Кольцова «Ко­сарь» похоже на песню, которую поёт русский кресть­янин во время работы. Герой рассказывает нам о сво­ей жизни, о любви к Грунюшке. Читая стихотворение, мы видим, что Кольцов ис­пытывает большую симпатию к косарю. Поэт описывает героя как настоящего богатыря из русских ска­зок: У меня лъ плечо — Шире дедова, Грудь высокая — Моей матушки.
  Кольцов восхищается трудолюбием, силой своего героя. Косарь честно, умело выполняет свою работу: «…Что работаю — // Всё мне спорится!»
  Его не пуга­ет тяжёлый труд. В рассказе косаря, кроме радости от труда, мы слы­шим грусть и тоску оттого, что из-за своей бедности он не может жениться на дочке старосты. В отчаянии он повторяет слова: «…Без сорочки я // Родился на свет».

Но крестьянин имеет чувство собственного достоин­ства, он гордится своими родителями и той работой, которую выполняет. С огромной любовью косарь гово­рит о поле, о «степи привольной», о траве и цветах, которые он косит. Мы видим, что чувства героя к Грунюшке искренние и ему не нужны деньги старосты: Я лъ за тем гонюсь, Что отец её Богачом слывёт?

  Ради Грунюшки герой готов трудиться ещё больше:
Я куплю себе Косу новую…
…Нагребу копён, Намечу стогов…
Показывая несчастную любовь косаря и Грунюшки, поэт возмущается несправедливостью, которую порождают деньги и положение в обществе: …Не разжалобил Его бедностью — Так разжалоблю Золотой казной!.. Это стихотворение посвящено простой жизни крестьянина, его труду, переживаниям. Герой делится им с читателями. Выразить его чувства Кольцов смог благодаря эпитетам, которые мы встречаем в русском народном творчестве: «грудь высокая», «заря алая» «степь раздольная», «кудри чёрные». Интересно и употребление таких слов, как «крушусь», «горесть», «под режусь», «пораскинулась», «понадвинулась», «хотелося». Кроме того, особую мелодичность стихотворению придают повторы: «с ума-разума», «прости-прощай» Стихотворение «Косарь» поражает своей красотой и поэтичностью. В нём Кольцов показал не только любовь и уважение к косарю, но и тяжёлую кресть­янскую жизнь.
Косарь. Кольцов А.
Кольцов А.

Косарь

Не возьму я в толк…
Не придумаю…
Отчего же так —
Не возьму я в толк?
Ох, в несчастный день,
В бесталанный час,
Без сорочки я
Родился на свет.
У меня ль плечо —
Шире дедова,
Грудь высокая —
Моей матушки.
На лице моем
Кровь отцовская
В молоке зажгла
Зорю красную.
Кудри черные
Лежат скобкою;
Что работаю —
Все мне спорится!
Да в несчастный день,
В бесталанный час,
Без сорочки я
Родился на свет!
Прошлой осенью
Я за Грушеньку,
Дочку старосты,
Долго сватался;
А он, старый хрен,
Заупрямился!
За кого же он
Выдаст Грушеньку?
Не возьму я в толк,
Не придумаю…
Я ль за тем гонюсь,
Что отец ее
Богачом слывет?
Пускай дом его —
Чаша полная!
Я ее хочу,
Я по ней крушусь:
Лицо белое —
Зоря алая,
Щеки полные,
Глаза темные
Свели молодца
С ума-разума…
Ах, вчера по мне
Ты так плакала;
Наотрез старик
Отказал вчера…
Ох, не свыкнуться
С этой горестью…
Я куплю себе
Косу новую;
Отобью ее,
Наточу ее, —
И прости-прощай,
Село родное!
Не плачь, Грунюшка,
Косой вострою
Не подрежусь я…
Ты прости, село,
Прости, староста, —
В края дальние
Пойдет молодец —
Что вниз по Дону,
По набережью,
Хороши стоят
Там слободушки!
Степь раздольная
Далеко лежит,
Ковылой-травой
Расстилается!..
Ах, ты, степь моя,
Степь привольная,
Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Черному
Понадвинулась!
В гости я к тебе
Не один пришел:
Я пришел сам-друг
С косой вострою;
Мне давно гулять
По траве степной
Вдоль и поперек
С ней хотелося…
Заззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
Освежи, взволнуй
Степь просторную!
Зажужжи, коса,
Как пчелиный рой!
Молоньей, коса,
Засверкай кругом!
Зашуми, трава,
Подкошонная;
Поклонись, цветы,
Головой земле!
Наряду с травой
Вы засохните,
Как по Груне я
Сохну, молодец!
Нагребу копен,
Намечу стогов;
Даст казачка мне
Денег пригоршни.
Я зашью казну,
Сберегу казну;
Ворочусь в село —
Прямо к старосте;
Не разжалобил
Его бедностью —
Так разжалоблю
Золотой казной!..
1836, Москва

Алексей Васильевич Кольцов

Косарь. Кольцов А.
1809
Алексей Васильевич Кольцов — русский поэт. Родился в Воронеже, в купеческой семье. Отец был потомственным торговцем скотом. Начальное образование Кольцов получил дома под руководством учителя-семинариста. В 1820 поступил в Воронежское уездное училище. Учеба затруднялась тем, что отец начал приучать единственного сына и наследника к торговой деятельности и через год забрал его из училища. Кольцов чтением восполнял недостаток образования. Его кумиром был поэт И.Дмитриев, в подражание которому написано первое стихотворение Кольцова Три видения (1825). На развитие Кольцова оказало влияние его общение с гимназистами и семинаристами, которые собирались для литературных бесед в книжной лавке Д.Кашкина. Впоследствии его наставником стал воронежский семинарист А.Серебрянский, прививший Кольцову интерес к философии. В юности Кольцов пережил любовную драму (он был разлучен с крепостной девушкой, на которой хотел жениться), и это сказалось в его стихах Песня (1827), Ты не пой, соловей (1832) и др. Переняв семейное дело, Кольцов успешно занимался прасольской деятельностью. Его первая стихотворная публикация (4 стихотворения) в 1830 была анонимной. Тогда же произошло знакомство Кольцова с публицистом Н.Станкевичем, который обратил внимание на стихи поэта-самоучки и во время деловой поездки Кольцова в Москву (1831) ввел его в литературный круг, познакомил с В.Г.Белинским. В том же году были опубликованы первые подписанные стихи Кольцова Вздох на могиле Веневитинова, Мой друг, мой ангел милый… и др. В 1831 в «Литературной газете» было опубликовано одно из самых известных стихотворений Кольцова Перстень (позднее название – Кольцо). Эта публикация сопровождалась отзывом Станкевича о Кольцове. В этот период творчество Кольцова было во многом подражательным – так, влияние В.А.Жуковского чувствовалось в элегии Не мне внимать напев волшебный (1830). Кольцов писал романсы, мадригалы, триолеты. Вскоре обратился к жанру литературных песен, которые вошли в его единственный прижизненный поэтический сборник Стихотворения (1835), средства на который собрали Станкевич и Белинский. Лирический герой песен Кольцова – крестьянин (Песня пахаря, 1831, Размышления поселянина, 1832, Косарь, 1836, и др.).
Косарь. Кольцов А.
Критики отмечали связь песен Кольцова с народными песнями, ощутимую на образном, тематическом, языковом и др. уровнях. Песни индивидуальным образом сочетали в себе литературные и фольклорные размеры. Особое место среди песен Кольцова занимала любовная лирика. В стихотворениях Молодая жница (1836), Пора любви (1837), Последний поцелуй (1838), Разлука (1840) и др. тонко описывались различные оттенки любовного переживания. Это отличало песни Кольцова от фольклорных любовных песен – как правило, менее разнообразных именно в описании эмоциональных нюансов. Индивидуальный характер кольцовских песен был отмечен многими писателями. М.Е.Салтыков-Щедрин считал их главной приметой «жгучее чувство личности». Переломным в творческом развитии Кольцова стал 1836. Круг его общения стал необычайно широк, в него входили многие выдающиеся литераторы, музыканты, художники, артисты Москвы и Санкт-Петербурга: Ф.Глинка, М.Катков, М.Погодин, М.Щепкин, П.Мочалов, П.Плетнев, А.Венецианов и др. Кольцов познакомился с П.Вяземским, В.Одоевским, В.Жуковским. Его стихи печатались в журналах «Телескоп», «Сын отечества», «Московский наблюдатель» и др. По замечанию Н.Каткова, Кольцову, несмотря на недостаток образования, были доступны «самые утонченные чувствования, самые сложные сочетания душевных движений». А.С.Пушкин опубликовал стихотворение Кольцова Урожай (1835) в «Современнике». На смерть Пушкина Кольцов откликнулся стихотворением Лес (1837). В 1836–1837 Кольцов много писал в жанре дум. В них он пытался разрешить важнейшие религиозно-философские вопросы: связь человеческой жизни с тайной мироздания, пределы познания и т.п. О тематике дум говорят их названия – Царство мысли (1837), Человеческая мудрость (1837), Божий мир (1837), Жизнь (1841). Некоторые критики видели в думах Кольцова «претензии полуграмотного прасола на философское умничанье», другие считали, что они «красноречиво говорят за необыкновенную личность самоучки». Кольцов собирал народные песни, однако относился к ним скептически, считая, что они «похабщиной битком набиты. Стыдно сказать, как наш русский народ бранчлив». В 1840 Кольцов писал Белинскому: «Тесен мой круг, грязен мой мир, горько мне жить в нем… Нет голоса в душе быть купцом, а все мне говорит душа день и ночь, хочет бросить все занятия торговли – и сесть в горницу, читать, учиться». Умер в Воронеже 10 ноября 1842 года. В Кольцовском сквере в 1868 году установлен бюст поэта.
Косарь. Кольцов А.
 Памятник поэту установлен также на Советской площади Воронежа.
Косарь. Кольцов А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *