К СТАТУЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО. М. В. Ломоносов

Сказки

В литературном творчестве Ломоносова видное место занимают похвальные надписи – стихотворные пояснения к иллюминациям и фейерверкам, которые устраивались в честь различных событий (придворных праздников, торжеств по случаю спуска кораблей, установки статуй, маскарадов и т.п.). Стилистика надписей Ломоносова носила экспериментальный характер. В сравнении с одами надписям свойственны прямолинейный дидактизм и риторичность. Надпись «К статуе Петра Великого» провозглашает Петра «Отцом отечества» и «премудрым Героем», который «ради подданных» «простер в работу руки». Ломоносов прославляет личность Петра. В произведении подробно определены личные качества и заслуги Петра перед отечеством. Для Ломоносова идеальным монархом является не философ на троне, а труженик-работник. Поэт идеализировал личность Петра Первого.

К СТАТУЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО. М. В. Ломоносов

Впервые надписи «К статуе Петра Великого» были изданы в корпусе «Собрания разных сочинений в стихах и прозе Михайла Ломоносова» в 1751 г. На основании того, что в рукописи они непосредственно предшествуют надписи к раке Александра Невского, в Полном собрании сочинений они датируются 1750 г.; A. A. Морозов предлагает более раннюю датировку 1743—1746 гг. (Морозов A. A. К истории надписей М. В. Ломоносова «К статуе Петра Великого» // Русская литература. 1965. № 4. С. 111). Действительно, есть основания предполагать, что работа Ломоносова над первой надписью началась намного ранее 1750 г.: 7-й и 8-й стихи ее значатся на «Карте Ингерманландии и Карелии» 1742 г. Тогда эти строки относились к изображенному на картуше карты пешему памятнику Петру I. C воцарением Елизаветы вспомнили об изготовленных ранее моделях пешего и конного монументов Петру К. Б. Растрелли, и в 1744 г. начались работы по их изваянию. Однако к 1746 г. А. Мартинелли была отлита только конная статуя, модель пешего монумента к этому времени уже пришла в негодность. Неизвестно, что именно послужило поводом для возвращения Ломоносова к теме памятника, время от времени разговоры о его постановке возобновлялись, но нет сведений, чтобы они велись в 1750 г. Издатели Полного собрания сочинений предполагают, что Ломоносов намеревался поместить первую надпись «непосредственно под статуей, а четыре остальных на четырех сторонах пьедестала» (Полн. собр. соч. Т. 8. С. 966), но это маловероятно, поскольку все надписи слишком пространны. Скорее, они могли украшать гравюру с изображением памятника. Такая гравюра была отпечатана в 1753 г. — «План столичного города Санкт-Петербурга», но никакой надписи на ней не значится. Надписи Ломоносова, как и несколько известных гравированных изображений памятника, отражают разные этапы работы над памятником и постаментом к нему, которому придавалось большое значение.

НАДПИСИ «К СТАТУЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО»

Се образ изваян премудрого героя,
Что, ради подданных лишив себя покоя,
Последний принял чин и царствуя служил,
Свои законы сам примером утвердил,
Рожденны к скипетру простер в работу руки,
Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.
Когда он строил град, сносил труды в войнах,
В землях далеких был и странствовал в морях,
Художников сбирал и обучал солдатов,
Домашних побеждал и внешних сопостатов;
И, словом, се есть Петр, отечества Отец.
Земное божество Россия почитает,
И столько олтарей пред зраком сим пылает,
Коль много есть ему обязанных сердец.

Елисавета здесь воздвигла зрак Петров
К утехе Россов всех, но кто он был таков,
Гласит сей град и флот, художества и войски,
Гражданские труды и подвиги геройски.

Металл, что пламенем на брани устрашает,
В Петровом граде се Россиян утешает,
Изобразив в себе лица его черты;
Но если бы его душевны красоты
Изобразить могло притом раченье наше,
То был бы образ сей всего на свете краше.

Зваянным образам, что в древни времена
Героям ставили за славные походы,
Невежеством веков честь божеска дана,
И чтили жертвой их последовавши роды,
Что вера правая творить всегда претит,
Но вам простительно, о поздные потомки.
Когда, услышав вы дела Петровы громки,
Поставите олтарь пред сей геройский вид;
Мы вас давно своим примером оправдали
Чудясь делам его, превысшим смертных сил,
Не верили, что он един от смертных был,
Но в жизнь его уже за бога почитали.

Гремящие по всем концам земным победы
И Россов чрез весь свет торжествовавших следы,
Собрание наук, исправленны суды,
Пременное в реках течение воды,
Покрытый флотом понт, среди волн грады новы
И протчие дела увидев смерть Петровы
Рекла: «Сей человек предел мой нарушил
И доле в мире сем Мафусаила жил».
Так, лета по делам считая, возгласила
И в гроб великого сего героя скрыла.
Но образом его красуется сей град.
Взирая на него, Перс, Турок, Гот, Сармат
Величеству лица геройскаго чудится
И мертвого в меди бесчувственной страшится.

Между 1743 и 1747 годами.

Анализ и основная мысль надписей «К статуе Петра великого» (Ломоносов М. В.)

В Надписи «К СТАТУЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО» Ломоносов проявляет себя как приверженец монархии, истинный патриот, что не удивительно, так как, даже спустя годы его обучения за границей, он возвращается на Родину. Скорее всего, Михаил Васильевич разделял взгляды западников, а не славянофилов, на что, возможно, повлияло поездка в Европу. Именно поэтому в своем произведении он дает положительный отзыв всем реформам Петра Первого, упуская любые негативные последствия для простого народа. Мы видим, что «игра», по — мнению Ломоносова, стоила свеч. И что он, как человек своим трудом и талантом добившийся успеха, понимает, что не бывает блестящих результатов без значительных жертв. Мы видим, что оправдания жестокости Петра автор находит в желании Императора помочь своим подданным. И действительно, мы можем сравнить управление государством с работой опытного врача, где для того, чтобы исцелить болезнь нужно причинить некую боль пациенту, но только для того, чтобы он в последствии начал жить здоровой полноценной жизнью. Образ же самого Петра поэт превозносит и доводит его чуть ли не до уровня Бога: «Но в жизнь его уже за бога почитали». Он подчеркивает сильный дух, волевой характер, принципиальность, трудолюбие и многие другие положительные качества первого Императора Российской Империи: «Се образ изваян премудрого героя, что, ради подданных лишив себя покоя, последний принял чин и царствуя служил, свои законы сам примером утвердил…». Читая это произведение, действительно переполняешься гордостью за Отчизну и ее «Отца». Это произведение является попыткой увековечить бессмертный лик одного из главных героев не только своего времени, но и своей страны, всю красоту его души, которую невозможно передать созданием каменной бездушной статуи, как это признает сам поэт: «Но если бы его душевны красоты изобразить могло притом раченье наше, то был бы образ сей всего на свете краше». Таким образом, мы видим ту цель, которую преследовал Михаил Васильевич — передать словами то, что невозможно уловить лишь по чертам лица и внешней оболочки, так как поставить памятник такому человеку — это слишком малая благодарность за то, что он сделал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *