Зимний вечер. Пушкин А.С.

Сказки

Период, к которому относится написание стихотворения «Зимний вечер», является одним из самых сложных в жизни Александра Пушкина. В 1824 году поэт добился возвращения из южной ссылки, однако не подозревал, что его ждет еще более серьезное испытание. Вместо Москвы и Петербурга Пушкину разрешили жить в родовом имении Михайловское, где в это время находилась вся его семья. Однако самый страшный удар поджидал поэта тогда, когда выяснилось, что функции надсмотрщика решил взять на себя его отец.

Именно Сергей Львович Пушкин проверял всю корреспонденцию своего сына и контролировал каждый его шаг. Боле того, он постоянно провоцировал поэта в надежде, что крупная семейная ссора при свидетелях даст возможность упечь сына в тюрьму. Столь натянутые и сложные взаимоотношения с семьей, которая фактически предала поэта, вынуждали Пушкина несколько раз под различными благовидными предлогами покидать Михайловское и подолгу гостить в соседских имениях.
И только когда родители вернулись в Москву, то Александр Сергеевич вздохнул с облегчением. Именно в этот период в 1825 году Пушкин пишет своё знаменитое стихотворения «Зимний вечер». В его строках присутствуют как безысходность, так и облегчение как грусть и тоска, так и надежда.

Сказки Пушкина А.С.

Зимний вечер

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.

1825 Пушкин А.С.
Из школьной программы
Начинается стихотворение с красочного описания бури, которая не дает возможности попасть во внешний мир. Такое ощущение было в Александра Пушкина в дни домашнего заточения. Будучи в состоянии одиночества, и грусти он даже бурю воспринимает как нежданного гостья. Единственным другом и опорой поэта все время была его няня Арина Родионовна. Она заботится о своем мальчике даже уже в зрелые годы. Но даже когда они остаются в полном одиночестве их идиллию нарушает унылый, холодный, зимний пейзаж. И невозможно понять, где он сильнее, за окном на улице или в душе автора. Чтобы хоть как-то развеять свою грусть Пушкин предлагает няне выпить.

В стихотворении переплетаются традиции классицизма и романтизма. Четкие и ясные образы, допускающие значительную эмоциональную подстановку, идут от классицизма. А жизненность и музыкальность – это романтизм. В результате возможно, несколько толкований стихотворения.

Состоит стихотворение с четырех хореических восьмистиший, но по тематике его можно разделить на три части. Сначала идет буря, потом лачужка и в конце они переплетаются вместе. Так, автор хотел показать, что основной защитой от бури есть не лачужка или стены дома, а внутреннее состояние героя. И насколько бы его ни угнетал родной дом, со временем он будет жаждать, вернутся в него. В ту тишину и покой где его творчеству пришло новое вдохновение.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер», сделанный поэтом В.С.Рождественским.

«Замело дороги, нанесло высокие сугробы вокруг неприютного старого дома. Родители давно уехали, дом опустел. Пушкин остался в нём с няней Ариной Родионовной. Няня была ему верным и единственным другом в эту трудную пору его жизни. С ней вёл он бесконечные беседы, расспрашивал её о старине, читал её только что написанные стихи и жадно слушал её рассказы, сказки, песни. Вся мудрость и поэтичность простого народного языка воскресала для Пушкина в её бесхитростных повествованиях, и Пушкин жадно впитывал каждое её слово…
Дни Пушкина заняты были усердной работой и чтением. Но всё же ему было грустно, очень грустно. Он был одинок, вдали от друзей и от людей, разделявших его мысли и чувства. Не часто доходили до него книжные и журнальные новинки. К тому же поэт всё время ощущал тягость подневольного, ссыльного состояния. Он не мог покинуть занесённого снегом Михайловского, — каждый шаг его был известен губернскому начальству; и сколько времени продлится такое тягостное положение, никто, конечно, не знал. Было от чего прийти в сумрачное настроение.
Особенно трудно давалась ему долгая студёная зима, когда слушал Пушкин надрывное гудение вьюги за окном и размышлял о своей, казалось бы, безнадёжной горестной судьбе.
Глухой, зимний вечер. На дворе воет метель — ни зги не видно. В комнатушке тепло, — потрескивает затопленная няней печка. Сама няня сидит на скамейке и прядёт свою пряжу. Пушкин тут же, у стола, в тёплом халате… Он смотрит в окно… и прислушивается к тому, что делается там, в открытом снежном поле.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.
Посмотрите, с какой художественной чуткостью описывает Пушкин эту привычную для него вьюгу.
Он не довольствуется прямым замечанием: выла вьюга. Его глаза, его ухо отмечают в ней различные оттенки, обычно скрытые от поверхностного наблюдателя. Сначала идёт чисто зрительное, общее впечатление: небо покрыто мглою, неистовый ветер кружит в поле снежные вихри. Это всем видно и всем понятно с первого же взгляда. Но дальше поэт переходит к самому голосу вьюги. Для него это не просто какой-то смутный вой ветра; его слух ясно различает всевозможные оттенки и переходы: то завывание зверя, то плач ребёнка, то просто шорох соломенной крыши под порывами холодного ветра, то стук в окошко кого-то, кто заблудился в пути.
Обратим внимание на то, что весь отрывок полон движения, жизни. А это достигнуто тем, что Пушкин здесь щедро пользуется глаголами… Что делает вьюга? Она «кроет небо», «крутит вихри», «воет», «плачет», «шуршит соломой», «стучит в окошко».
Разнообразны производимые ею звуки, но все они сливаются в общем музыкальном строе строфы. Ударения в словах падают преимущественно на звуки а, о, что само по себе прекрасно передаёт завывание ветра.
Так заканчивается первая часть стихотворения».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *