ВОЛК И ЯГНЕНОК
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.
***
Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягнёнка видит он, на дóбычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питьё
Моё
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть: что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». —
«Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты ещё в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне ещё и отроду нет году», —
Ягнёнок говорит. «Так это был твой брат». —
«Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите
И, если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Басня – небольшое стихотворение сатирического характера, в котором в аллегорической форме высмеиваются и критикуются те или иные пороки общества. Основателем жанра принято считать греческого раба Эзопа. Именно он, не имея возможности в силу своего зависимого положения прямо высказать в лицо обидчикам всё, что хочется, и придумал в завуалированной форме излагать своё отношение к тем или иным людям, их поступкам, чертам характера. Традиции Эзопа продолжили французский поэт Лафонтен, молдавские – Дмитрий и Антиох Кантемиры. А в русской литературе развили их и подняли на новую высоту А. П. Сумароков и И. А. Крылов.
Басня «Волк и ягненок», Крылов и Эзоп
Свою басню «Волк и ягненок» Крылов написал по сюжету, придуманному Эзопом. Таким способом он творчески переработал не одну известную историю, создав на её основе оригинальное, самобытное произведение. У Эзопа рассказ звучит следующим образом: ягнёнок пил из речки воду. Его увидел волк и решил съесть. Вот только предлог постарался выбрать поприличнее. Вначале волк упрекнул малыша в том, что тот замутил воду – пить нельзя! Ягнёнок отговорился тем, что едва губы мочит, да и находится ниже волка по течению. Тогда хищник обвинил оппонента в осквернении его – волка – отца. Но ягнёнок и тут нашёл, что ответить: ему и году нет, по возрасту не мог он этого сделать. Волку надоело натягивать маску приличия. Он заявил открыто: как бы ты ловко не оправдывался – съем всё равно! Мораль истории очевидна: как бы ты ни пытался доказать свою невиновность, чем лучше ты это делаешь, тем меньше шансов победить. Конечно, если противник решил твою участь заранее. Добродетель у Эзопа оказывается не торжествующей, а поверженной.
Басню «Волк и ягненок» Крылов написал в 1808 г., напечатано оно было в «Драматическом вестнике». И начал его автор сразу с морали, т. е. того логического вывода, к которому должны были прийти читатели к концу знакомства с текстом: «У сильного всегда бессильный виноват…». Чтобы не оказался голословным его «Волк и ягненок», Крылов опирается на исторические перспективы, подчёркивая, что есть этому принципу «тьма примеров». Но в следующих строчках он противопоставляет сказанное своей же установке: «…мы истории не пишем». Получается, что басня — проявление случая индивидуального. А общепринятые постулаты как раз такими вот конкретными случаями и проверяются.
Художественные особенности
Басня Крылова «Волк и ягненок» — произведение эпическое. Это можно заметить, например, по такой детали: авторская позиция прослеживается явственно с самого начала басни. Но вместо прямого «я» Крылов употребляет обобщённое «мы». Приём отстранённости даёт возможность изображать внутреннее пространство объективно. Вообще, всё стихотворение вполне реалистично с точки зрения правдоподобия. Волк – это именно хищник, ягнёнок – воплощение жертвы. Между ними отношения, характерные для тех, какие существуют в естественной природной среде. Правда, волк лицемерен. Он собирается расправиться со своей жертвой на «законных основаниях», т. е. узаконить беззаконие. Таким образом возникает мотив социальных отношений в басне «Волк и ягненок». Крылов мораль произведения выявляет, выявляя истинную цену речам и действиям хищника. Как только волк выказал своё лицемерие, обнажил неприкрытый расчёт, он уволок ягнёнка на растерзание. Жизнь разумная, основанная пусть на жёстких, но справедливых законах – это одно. А безнравственность и ложь действительности – дело совсем иное. И её аморальность критикует великий баснописец. Вот какой глубокий смысл сокрыт в этом простом, известном нам со школы произведении!