Идиот. Роман Фёдора Михайловича Достоевского. Аудиокнига, фильм.

Сказки

Содержание статьи

Роман «Идиот» — одно из любимых детищ Фёдора Михайловича Достоевского был опубликован с января 1868 года по январь 1869-го в журнале «Русский вестник». Евангельская тема, разработка которой была начата писателем в «Преступлении и наказании» не оставляла творца, и он в записных книжках к «Идиоту», замечает, что князь – это Христос, героиня — блудница и т.д. В процессе разработки сюжет романа слагался медленно и изменялся до неузнаваемости. В итоге, в начале 1868 года автором сформулирована главная идея: изображение человека положительно прекрасного, каковым и является главный герой произведения – князь, Лев Николаевич Мышкин.
Итак, главный герой романа Ф.М. Достоевского «Идиот» — Лев Николаевич Мышкин, чуткий, впечатлительный молодой человек, представитель захудалого, княжеского рода. Он не имеет родных и болен эпилепсией. Несколько лет назад неким благотворителем молодой человек был отправлен на лечение в Швейцарию, откуда и возвращается в Петербург. С возвращения Мышкина и начинается повествование…

Персонажи романа «Идиот»

  • Князь Лев Николаевич Мышкин — русский дворянин, лечившийся четыре года в Швейцарии от эпилепсии. Белокурый с голубыми глазами, ростом чуть выше среднего. Чистый душой и помыслами, чрезвычайно умный своею природой, он не может быть иначе назван в обществе, как Идиот.
  • Настасья Филипповна Барашкова — красивая женщина из дворянской семьи. Содержанка А. И. Тоцкого. Она вызывает сострадание и жалость князя Мышкина, который жертвует многим, чтобы помочь ей. Любима Рогожиным.
  • Парфён Семёнович Рогожин — сероглазый, тёмноволосый двадцатисемилетний человек из рода купцов. Страстно влюбившись в Настасью Филипповну и получив большое наследство, кутит вместе с ней.

Семейство Епанчиных:

  • Лизавета Прокофьевна Епанчина — дальняя родственница князя Мышкина. Мать трёх красавиц Епанчиных. Весьма вздорная порой, но очень ранимая и чувствительная.
  • Иван Фёдорович Епанчин — богатый и уважаемый в петербургском обществе, генерал Епанчин. Родился в низшем слое.
  • Александра Ивановна Епанчина — старшая сестра Аглаи, 25 лет.
  • Аделаида Ивановна Епанчина — средняя из сестёр Епанчиных, 23 года. Увлекается живописью. Помолвлена с князем Щ.
  • Аглая Ивановна Епанчина — самая младшая и самая красивая из девиц Епанчиных. Любимица матери. Язвительная, избалованная, но абсолютное дитя. За ней ухаживает Евгений Павлович Радомский, протеже княгини Белоконской. Впоследствии вышла замуж за польского графа «после короткой и необычайной привязанности».

Семейство Иволгиных:

  • Ардалион Александрович Иволгин — отставной генерал, отец семейства. Лгун и пьяница.
  • Нина Александровна Иволгина — жена генерала Иволгина, мать Гани, Вари и Коли.
  • Гаврила (Ганя) Ардалионович Иволгин — амбициозный чиновник среднего класса. Он влюблён в Аглаю Ивановну, но всё равно готов жениться на Настасье Филипповне за обещанное приданое 75 000 рублей.
  • Коля Иволгин — младший брат Гани,13, 16 лет.
  • Варвара Ардалионовна Птицына — сестра Гани Иволгина. Категорически против женитьбы брата на Настасье Филипповне. Скрытная, умеет пользоваться расположением людей, часто умело ими манипулирует.
  • Иван Петрович Птицын — ростовщик, муж Варвары Ардалионовны.

Другие немаловажные лица:

  • Фердыщенко — арендует комнату у Иволгиных. Сознательно играет роль шута.
  • Афанасий Иванович Тоцкий — миллионер. Содержал Настасью Филипповну Барашкову после смерти её отца. Даёт за ней приданое 75 тысяч. Хочет жениться на Александре Ивановне Епанчиной и выдать замуж Настасью Филипповну за Ганю Иволгина.
  • Ипполит — чахоточник, друг Коли. Считает себя великим человеком. Не может дождаться смерти, ожидаемой им уже два месяца.
  • Келлер — боксёр, «автор знакомой читателю статьи», «действительный член прежней рогожинской компании», поручик в отставке. Шафер на несостоявшейся свадьбе Мышкина.
  • Лебедев — чиновник, «дурно одетый господин», «лет сорока, сильного сложения, с красным носом и угреватым лицом», отец большого семейства, сильно пьющий и подобострастный. Постоянно признающий, что он «низок, низок», и тем не менее от своих повадок не отступающийся.

Роман построен на контрасте между идеальными духовными ценностями и реальными отношениями людей, основанными на деньгах, расчете, предрассудках, страстях. В образе князя Мышкина «попытка изобразить тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия», «изобразить вполне прекрасного человека», по словам самого автора. Все поступки князя исходят из христианской морали: сострадания, прощения, милосердия. В рукописи Мышкин именуется иногда «князем-Христом». По замыслу автора он призван исцелять пораженные эгоизмом души людей. И хотя он нравственно «просвещает» многих людей, но это «просветление» не только ничего не меняет в их жизни, но еще более усиливает и углубляет ее противоречия. Главные темы романа — неразрывность добра и красоты, трагичность их существования в мире, необходимость жертвы во имя добра и красоты.

Слушайте аудиокнигу «Идиот»

Краткий пересказ романа «Идиот» Достоевского Ф.М.

План пересказа:
1. Князь Мышкин по дороге в Петербург знакомится с сыном купца Парфеном Рогожиным. Портрет Настасьи Филипповны.
2. Знакомство Мышкина с семьей Епанчиных. История Настасьи Филипповны.
3. Князь поселяется у Иволгиных и знакомится со всем семейством.
4. Приезд шумной компании с Настасьей Филипповной в дом Иволгиных.
5. Вечер в доме Тоцкого: Настасья Филипповна отказывается от брака с Ганей, узнает о любви князя, но уезжает с Рогожиным.
6. Встреча князя с Рогожиным. Рогожин покушается на его жизнь.
7. Мышкин в Павловске. Разговор о «рыцаре бедном». Приход Бурдовского. Речи Ипполита.
8. Вызывающий поступок Настасьи Филипповны по отношению к Радомскому, жениху Аделаиды Епанчиной.
9. Попытка самоубийства Ипполита.
10. Свидание князя с Аглаей, а потом с Настасьей Филипповной.
11. Князь Мышкин предстает перед родными и гостями Епанчиной, Аглая отказывается от мысли выйти за него замуж.
12. Князь поставлен перед выбором, он остается с Настасьей Филипповной.
13. В день свадьбы она уезжает с Рогожиным.
14. Мышкин узнает, что Рогожин убил Настасью Филипповну.
15. Рогожина отправляют на каторгу, князя Мышкина с помутившимся рассудком помещают в больницу.
Пересказ
Часть I
Глава 1
В конце ноября в Петербург прибывает поезд из Швейцарии. Знакомятся трое пассажиров. Один из них — князь Лев Николаевич Мышкин, «молодой человек лет двадцати шести лет, роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками и легонькою, востренькою… бородкой», последний из знатного дворянского рода. В детстве заболел тяжелой нервной болезнью, рано осиротел и был помещен своим благодетелем Павлищевым в швейцарский санаторий. Прожив там четыре года, возвращается на родину с неясными, но большими планами послужить ей. Второй — Парфен Рогожин, сын богатого купца, унаследовавший после смерти отца огромное состояние. Он рассказывает о себе: отец помер, ни мать, ни братец не уведомили и даже денег на дорогу не прислали; сам-то кутежами родителя раздражал, грех попутал, из Пскова чуть не без сапог едет домой, в Петербург; братец подлец, с покрова парчового на гробе родителя ночью кисти литые золотые обрезал. Хорошо, что адвокаты Парфену отписали его долю, больше миллиона. От него князь впервые слышит имя Настасьи Филипповны Барашковой, любовницы некоего богатого дворянина Троцкого, которой страстно увлечен Рогожин. «Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала», — говорит князь, рассматривая ее портрет. Третий — Лебедев — проныра-чиновник, который всегда все знает.
Глава 2
Князь со своим скромным узелком отправляется в дом дальних родственников, к генералу Епанчину. В семье генерала три дочери: старшая Александра, средняя Аделаида и младшая, общая любимица и красавица, Аглая. В передней князь на равных разговаривает с лакеем, чем наводит генерала на мысль: «князь просто дурачок и амбиции не имеет, потому что умный князь и с амбицией не стал бы в передней сидеть и с лакеем про свои дела говорить». И тем не менее «князь почему-то ему нравился».
Глава 3
В кабинете князя принимает генерал. Генерал Епанчин сразу отгораживается от князя: говорит, что очень занят, что между ними никаких родственных связей быть не может. Князь откровенно рассказывает о себе: он был тяжело болен, «частые припадки болезни сделали из него почти идиота (князь так и сказал идиота)». Генерал знакомит князя со своим чрезвычайно самолюбивым секретарем Ганей Иволгиным, у которого Мышкин видит портрет Настасьи Филипповны. «Это необыкновенное по своей красоте… лицо сильнее еще поразило теперь. Как будто необъятная гордость и презрение, почти ненависть были в этом лице, и в то же время что-то доверчивое, что-то удивительно простодушное: эти два контраста возбуждали как будто даже какое-то сострадание… Эта ослепляющая красота бледного лица, чуть не впалых щек и горевших глаз; странная красота!»
Глава 4
Князю рассказывают некоторые подробности судьбы Настасьи Филипповны. Еще девочкой, круглой сиротой, она попала к дом к богатому господину Тоцкому. Он взял ее на воспитание, дал образование, а потом обольстил, превратил в наложницу, а после бросил. Тоцкий, стремясь освободиться от нее и вынашивая планы женитьбы на одной из дочерей Епанчиных, сватает ее за Ганю Иволгина, давая в качестве приданного семьдесят пять тысяч, которые и манят Ганю. С их помощью он мечтает выбиться в люди и в дальнейшем значительно приумножить капитал, но в то же время ему не дает покоя унизительность положения. Ему предпочтительнее брак с Аглаей Епанчиной, в которую он даже немного влюблен (хотя и тут тоже его ожидает возможность обогащения). Он ждет от нее решающего слова, ставя от этого в зависимость дальнейшие свои действия.
Главы 5, 6
Князь поражает семейство Епанчиных непосредственностью, доверчивостью, откровенностью и наивностью, настолько необычайными, что поначалу его принимают очень настороженно. Например, на вопрос, красива ли Аглая, он ответил: «Почти так же хороша, как Настасья Филипповна». Удивляет его проницательность, душевная чуткость: «От детей ничего не надо утаивать под предлогом, что они маленькие и что им рано знать. Какая грустная и несчастная мысль! …Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет». Дети искренни, поэтому князю Мышки-ну хорошо с ними: «Я… не люблю быть со взрослыми — не люблю, потому что не умею. …С ними мне всегда тяжело почему-то, и ужасно рад, когда могу уйти поскорее к товарищам, а товарищи мои всегда были дети…» С каждым днем к нему начинают относиться с все большей симпатией. Обнаруживается, что князь, показавшийся простаком, а кое-кому и хитрецом, весьма неглуп, а в каких-то вещах по-настоящему глубок, например, когда рассказывает о виденной им за границей смертной казни.
Глава 7
Князь становится невольным посредником между Аглаей, которая неожиданно делает его своим доверенным лицом, и Ганей, вызывая в том раздражение и злобу. Между тем князю предлагают поселиться не где-нибудь, а именно в квартире Иволгиных.
Глава 8
У Иволгиных князь, не успев занять предоставленную ему комнату, знакомится со всеми обитателями квартиры, начиная с родных Гани и заканчивая женихом его сестры, молодым ростовщиком Птицыным и господином непонятных занятий Фердыщенко. Он сближается с тринадцатилетним братом Гани Колей Иволгиным.
Внезапно появляется Настасья Филипповна. Князь открыл ей дверь, и она приняла его сначала за лакея. Она приехала пригласить Ганю и его близких к себе на вечер.
Главы 9, 10
Настасья Филипповна забавляется, выслушивая фантазии генерала Иволгина, которые только накаляют атмосферу. Вскоре появляется шумная компания с Рогожиным во главе, который выкладывает перед Настасьей Филипповной восемнадцать тысяч. Она издевается: это ее-то, Настасью Филипповну, за восемнадцать тысяч? Происходит нечто вроде торга, с ее презрительно-насмешливым участием. Рогожин же отступать не собирается, он обещает к вечеру принести сто тысяч. Для сестры и матери Гани происходящее нестерпимо оскорбительно. Сестра Гани Варвара Ардалионовна не выдерживает и называет Настасью Филипповну «бесстыжей». Разражается скандал: возмущенная сестра плюет Гане в лицо. «У Гани в глазах помутилось, и он, совсем забывшись, изо всей силы замахнулся на сестру. Удар пришелся бы непременно ей в лицо. Но вдруг другая рука остановила на лету Ганинуруку. Между ним и сестрой стоял князь». Взбешенный Ганя «со всего размаха дал князю пощечину». Князь поступает, казалось бы, странно: он сочувствует обидчику. «О, как вы будете стыдиться своего поступка!» — в этой фразе вся кротость князя. Затем он обращается к Настасье Филипповне: «А вам и не стыдно! Разве вы такая, какою теперь представляетесь!» В ответ на упрек Настасья Филипповна целует руку матери Гани и «быстро, горячо, вся вдруг вспыхнув и закрасневшись», шепчет: «Я ведь и в самом деле не такая, он угадал». Она уходит со смятением в душе: с этой минуты она полюбила князя.
Главы 11—13
Ганя приходит повиниться перед князем. Вечером князь отправляется к Настасье Филипповне. Здесь собралось «разношерстное» общество — от генерала Епанчина, тоже увлеченного героиней, до «шута» Фердыщенко.
Главы 14, 15
Настасья Филипповна задает внезапный вопрос князю, едва знакомому ей человеку, о предполагаемой свадьбе с Ганей Иволгиным: «Скажите мне, как вы думаете: выходить замуж или нет? Как скажете, так и сделаю». Все изумлены. Князь шепчет: «…ннет… не выходите», и Настасья Филипповна объявляет вопрос решенным. На протестующие реплики она отвечает: «Князь для меня то, что я в него первого, во всю мою жизнь, как в истинно преданного человека поверила. Он в меня с первого взгляда поверил, и я ему верю». Планы присутствующего здесь же Тоцкого тем самым оказываются разрушены. К полуночи появляется компания во главе с Рогожиным, который выкладывает перед Настасьей Филипповной завернутые в газету сто тысяч. Настасья Филипповна выговаривает Гане: «Да неужели ты меня в свою семью ввести хотел? Меня-то рогожинскую!.. Это он торговал меня: начал с восемнадцати тысяч, потом вот и эти сто…»
Князя больно ранит происходящее, он признается в любви Настасье Филипповне и выражает готовность взять ее, «как есть без ничего!», в жены. Она потрясена: «Чем жить-то будешь, коли уже так влюблен, что рогожинскую берешь за себя-то, за князя-то?» Он отвечает: «Я Вас честную беру, а не рогожинскую… Я ничего не знаю… и ничего не видел, но я… я сочту, что Вы мне, а не я сделаю честь. Я ничто, а Вы страдали и из такого ада чистая вышли, а это много… Я Вас, Настасья Филипповна, люблю. Я умру за Вас…» Он рассказывает, наконец, то, о чем хотел сказать весь день, но его прерывали: он получил письмо еще в Швейцарии, с известием, что ему полагается получить от умершей тетки миллионное наследство.
Глава 16
«Развязка неожиданная… я… не так ожидала, — говорит Настасья Филипповна. — Полтора миллиона, да еще князь, да еще, говорят, идиот в придачу, чего лучше? Опоздал Рогожин! Убирай свою пачку, я за князя замуж выхожу и сама богаче тебя!» Настасью Филипповну охватывает вспышка гордости, истерический приступ. Она швыряет пачку ассигнаций в камин и велит Гане руками из огня достать, а то сгорят: ведь он хотел жениться на ней из-за денег Тоцкого. Ганя из последних сил сдерживается, чтобы не броситься за вспыхнувшими деньгами, он хочет уйти, но падает без чувств. Настасья Филипповна сама выхватывает каминными щипцами пачку и оставляет деньги Гане «в награду за его муки» (потом они будут гордо возвращены им). Сама же она не хочет губить князя и решает ехать с Рогожиным.
Часть II
Глава 1
Проходит шесть месяцев. По Петербургу ходят слухи, что Настасья Филипповна несколько раз бежала от Рогожина к князю, некоторое время оставалась с ним, но потом бежала и от князя. Жизнь остальных вошла в обычное русло.
Князь ездит по России, в частности и по наследственным делам, да и просто из интереса к путешествиям по стране.
Глава 2
В июне князь приезжает из Москвы в Петербург. На вокзале князь чувствует на себе чей-то горячий взгляд, который пробуждает в нем смутные предчувствия. Он встречается с Лебедевым.
Главы 3, 4
Князь наносит визит Рогожину в его мрачном, как тюрьма, доме на Гороховой улице. Во время их разговора князь замечает садовый нож, лежащий на столе, он то и дело берет его в руки, пока Рогожин, наконец, в раздражении не отбирает его. Князь видит на стене копию картины Ханса Гольбейна, на которой изображен спаситель, только снятый с креста. Рогожин говорит, что любит смотреть на нее, князь в изумлении восклицает: «…от этой картины у иного еще вера может пропасть», и Рогожин это неожиданно подтверждает. Рогожин предлагает обменяться крестами, ведет князя к матушке для благословения, поскольку они теперь как родные братья.
Глава 5
Побродив по городу, вечером князь возвращается к себе в гостиницу. В воротах он неожиданно замечает знакомую фигуру и устремляется вслед за ней на темную узкую лестницу. Здесь он видит те же самые, что и на вокзале, сверкающие глаза Рогожина, занесенный нож. В это же мгновение с князем случается припадок эпилепсии. Рогожин убегает. Коля Иволгин перевозит князя на дачу к Лебедеву в Павловск.
Глава 6
К Лебедеву же переезжает семейство Иволгиных. В Павловске находятся также семейство Епанчиных и, по слухам, Настасья Филипповна. У князя собирается общество знакомых, в том числе и Епанчины, решившие навестить больного князя. Коля Иволгин поддразнивает Аглаю «рыцарем бедным», намекая на ее симпатию к князю и вызывая интерес матери Аглаи, Елизаветы Прокофьевны, так что дочь вынуждена объяснить, что в стихах изображен человек, способный иметь идеал и отдать за этот идеал жизнь.
Глава 7
Аглая вдохновенно читает стихотворение Пушкина. Чуть позже появляется компания молодых людей. Один из них, некий Бурдовский, утверждает, что он «сын Павлищева». Они вроде как нигилисты, но только, по словам Лебедева, «дальше пошли-с, потому что прежде всего деловые-с».
Главы 8, 9
Зачитывается пасквиль из газетки о князе. Все сконфужены, а затем от него требуют, чтобы он, как благородный и честный человек, вознаградил сына своего благодетеля. Однако Ганя Иволгин, которому князь поручил заняться этим делом, доказывает, что Бурдовский вовсе не сын Павлищева. Компания сначала в смущении отступает, но потом опять наступает на князя. Не выдержав, всех пытается усовестить Лизавета Прокофьевна, но ее успокаивают.
Глава 10
Все внимание на себя теперь обращает чахоточный Ипполит Терентьев, который начинает «ораторствовать», дабы само утвердиться. Он хочет, чтобы его пожалели и похвалили. Одновременно он стыдится своей открытости, воодушевление его сменяется яростью, особенно против князя. Потом он уезжает со своими друзьями, а Мышкин же всех внимательно выслушивает, всех жалеет и чувствует себя перед всеми виноватым. Когда все расходятся, появляется коляска с Настасьей Филипповной. Она фамильярно разговаривает с князем Евгением Павловичем Радомским, ухаживающим за Аглаей. Он делает вид, что не знает ее.
Главы 11, 12
Через три дня Лизавета Прокофьевна сама приходит к князю и допрашивает его о письме к Аглае. Затем она уводит его к себе.
Часть III
Главы 1, 2
В доме Епанчиных собралось все семейство, а также Радомский и князь Щ., жених Аделаиды. Они все отправляются на прогулку. На вокзале они видят другую компанию, в которой Настасья Филипповна. Она снова фамильярно обращается с Радомским, сообщает ему о самоубийстве его дядюшки, растратившем крупную казенную сумму. Все приходят в негодование от провокации. Офицер, приятель Радомского, замечает: «тут просто хлыст надо, иначе ничем не возьмешь с этой тварью!», в ответ на это Настасья Филипповна выхваченной у кого-то из рук тросточкой до крови рассекает ему лицо. Офицер хочет ударить Настасью Филипповну, но князь Мышкин удерживает его. Появляется Рогожин и уводит ее.
Главы 3, 4
Вечером князь получает записку от Аглаи, а позднее встречается с Рогожиным, который сообщает ему, что Настасья Филипповна пишет письма Аглае. Вернувшись к себе, князь застает там веселящуюся компанию, празднующую его день рождения.
Главы 5—7
Ипполит Терентьев читает вслух написанное им «Мое необходимое объяснение» — потрясающую по глубине исповедь почти не жившего, но много передумавшего молодого человека, обреченного болезнью на преждевременную смерть. После чтения он пытается покончить с собой, но в пистолете не оказывается пули. Над ним начинают смеяться, но князь защищает Ипполита, мучительно боявшегося показаться смешным, от нападок и насмешек.
Уже рассвело, и князь идет на свидание с Аглаей.
Глава 8
Аглая предлагает князю стать ее другом и бежать с ней. Князь чувствует, что по-настоящему любит ее. Тут они встречают Лизавету Прокофьевну, и та зовет князя к себе.
Главы 9, 10
Возвращаясь к себе, князь разговаривает с Лебедевым. Мышкин читает письма, которые Настасья Филипповна писала Аглае. Немного позднее он идет бродить по парку и оказывается у дома Епанчиных, а потом в том же парке происходит встреча князя и Настасьи Филипповны. Она встает перед ним на колени и спрашивает его, счастлив ли он с Аглаей, а затем исчезает с Рогожиным.
Часть IV
Главы 1—4
Через неделю, придя из дома Епанчиных, Варвара Ардалионовна сообщает Гане, что князь формально объявлен женихом Аглаи. Ганя показывает сестре записку от Аглаи, где она просит встретиться с ней. С генералом Иволгиным случается удар.
Главы 5—7
Некоторое время князь блаженствует от осознания того, что Аглая любит его. Однажды вечером у Епанчиных должны были состояться своего рода «смотрины» князя, были приглашены высокопоставленные гости. Аглая считает, что князь несравненно выше всех их, но она боится, что он скажет или сделает что-нибудь не так. От этого князь еще больше нервничает и боится сделать неверный жест, молчит, но потом болезненно воодушевляется, много говорит о католицизме как антихристианстве, объясняется всем в любви, разбивает драгоценную китайскую вазу и падает в очередном припадке. Присутствующим становится неловко. Аглая говорит, что никогда не считала его своим женихом.
Глава 8
На следующий день князя приходит навестить семейство Епанчиных. Потом к нему заходит Ипполит. Аглая назначает встречу Настасье Филипповне в Павловске, на которую приходит вместе с князем. Присутствует также и Рогожин. Аглая строго и неприязненно спрашивает, какое право имеет Настасья Филипповна писать ей письма и вообще вмешиваться в ее и князя личную жизнь. Оскорбленная тоном и отношением соперницы, Настасья Филипповна в гневном порыве приказывает князю остаться с ней и гонит Рогожина. Князь разрывается между двумя женщинами. Рогожин уходит. Князь осознает, что любит Настасью Филипповну любовью-жалостью и не в силах бросить ее.
Глава 9
Прошло две недели, по Павловску ходили слухи о последних событиях. Состояние князя становилось все хуже, все больше и больше погружается он в душевную смуту.
Глава 10
Назначается день свадьбы князя и Настасьи Филипповны. Вскоре умирает генерал Иволгин. Накануне свадьбы Настасья Филипповна, воодушевленная, радостно готовится к венчанию. В день свадьбы возле церкви она видит Рогожина и внезапно бросается к нему, прося увезти ее отсюда. Парфен подхватывает ее на руки, садится в экипаж и увозит. Князь отправляется за ней.
Глава 11
В Петербурге князь сразу идет к Рогожину. Открывшая дверь старушка говорит, что того нет дома, однако князю чудится, что вроде бы Рогожин смотрит на него из-за шторы. Князь отправляется на квартиру к Настасье Филипповне, ходит по ее знакомым, пытаясь что-нибудь узнать про нее. Возвращается к дому Рогожина несколько раз, но безрезультатно: того нет, никто ничего не знает. Весь день князь бродит по знойному городу, полагая, что Парфен все-таки непременно появится. Неожиданно он встречает его: Рогожин шепотом просит его следовать за ним. В доме он проводит князя в комнату. Там в алькове на кровати под белой простыней, обставленная «склянками со ждановской жидкостью», чтобы не чувствовался запах тления, лежит мертвая Настасья Филипповна. Рогожин признается, что это он ее убил. Рогожин оставляет князя провести с ним вместе ночь над трупом, а когда на следующий день в присутствии полиции открыли дверь, то «застали убийцу в полном беспамятстве и горячке. Князь сидел подле него неподвижно и тихо, каждый раз при взрывах крика или бреда больного, спешил провести дрожащею рукой по его волосам и щекам, как бы ласкал и унимал его. Но он уже ничего не понимал, о чем его спрашивали, и не узнавал вошедших людей».
Глава 12
На суде Рогожин отвел от князя все подозрения в соучастии, взяв всю вину из себя. Рогожина осуждают на пятнадцать лет каторги. Князя Мышкина снова помещают в больницу в Швейцарии. Рассудок его окончательно помутился. Аглая вышла замуж за какого-то прохвоста, якобы польского графа, и рассорилась с семьей. Аглая погружается душой в католицизм, ненавистный князю Мышкину.

Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»

Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»

«По глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разрабатываемых Достоевским, этот писатель стоит у нас совершенно особняком. Он не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общество, но даже идет далее, вступает в область предвидений и предчувствий, которые составляют цель не непосредственных, а отдаленных исканий человечества»- так писал о Ф.М. Достоевском М.Е. Салтыков-Щедрин. Он уловил идейную сущность творчества писателя, которая последовательно раскрывается в исследуется в романном «пятикнижии» Достоевского. Все романы писателя взаимосвязаны между собой именно идейным содержанием, проблематикой, которая, варьируясь от романа к роману, углубляется и выходит к высшей своей точке.

Попытка изобразить тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия, положена в основу романа «Идиот».

В «Идиоте» сделана попытка собрать воедино представителей всех слоев русского общества и показать, что, несмотря на взаимную борьбу и разъединение, они обнаруживают близость и черты сходства и в отрицательных свойствах, и в положительных устремлениях. И это общее связано с внутренним раздвоением человека.

Главным героем романа является князь Мышкин, человек, возвращающийся в Россию после многолетнего лечения в частной клинике для душевнобольных. Достоевский освобождает эту личность от всех обстоятельств. «Закрытая» личность, по мнению писателя, как раз тяготела к природному началу. У Мышкина сознание не замутнено никакими условностями. Он в чистоте своей проницает все и всех. Такое поведение героя приводит к разрушению условностей общества, сословных перегородок. Такой человек был новым для света, потому-то при первой встрече Настасья Филипповна говорит: «Первый раз человека вижу».

Появление такого рода человека становится у Достоевского оценочным для современного мира, который далеко ушел от идеала, потерял и забыл его.

Князь Мышкин задуман как человек, предельно приблизившийся к идеалу Христа. Достоевский решил провести дерзкий эксперимент: как выглядит современный мир, если мерить его меркой Христовой проповеди, столь желанной для избавления от зла.

Достоевский не случайно обратился к образу Христа. Здесь воплотилась идея писателя об идеале: «Человек на земле возлюбить другого как самого себя не может по заповеди Христовой, «я» препятствует, закон личности не дает. Но по закону природы человек тянется к этому идеалу. Такой идеал возможен, но в результате развития каждого личного «я» до такого состояния, когда человек не может не отдать свое «я» другим без остатка». Вот тогда и будет достигнут идеал. Но тогда же и будет исчерпана цель пребывания такого человека на земле Такому человеку уже нужна будет другая жизнь, что и случится с князем Мышкиным (он опять уйдет в безумие, через которое и будет созерцать мир и рождать истины).

Есть ряд аналогий между «князем Христом» и евангельским Христом в романе. Однако Мышкин — это не евангельский Христос, он совершенно свободен от мистицизма, он не посланец провиденциальных сил, не выразитель идеи искупительного страдания и царства Божия в загробной жизни. Идея Мышкина — это не новозаветная мысль о личном спасении людей, способных уверовать в Бога, а мысль, характерная для нового времени, — поиск человека в человеке, возрождение обездоленных и униженных (в этом проявилось понимание христианства Достоевским).

Мышкин выступает как «князь Христос» лишь потому, что целиком живет для других, что способен на любую жертву для ближнего (основной девиз его жизни и существования: «Возлюби ближнего своего!»). Он оказывается в положении, в котором оказался Христос-проповедник: ему не доверяют, его постоянно испытывают, «Он не от мира сего», и потому в конфликте с этим миром. Но при этом Мышкин -земной человек со своим особым характером.

Князь Мышкин, как и все герои романа, захвачен страстью, только страстью особого рода: любовью-состраданием к человеку. Эта господствующая в герое страсть-идея становится очагом редкого «духовного равновесия», создает гармонический строй души.

Любовь-сострадание главного героя проявляет его отношения с любимыми женщинами (и опять Мышкин в двусмысленном положении — он любит сразу двух женщин, двух красавиц; здесь красота их и добро героя как раз и должны дать идеал, по Достоевскому).

Чтобы быть достойной Мышкина, Настасья Филипповна бежит от него, из-под венца, к Рогожину, под нож, утверждая последним актом своей воли мышкинский принцип любви-жертвы через самоказнь.

Раздвоение в любви приносит Мышкину большие страдания, но он страдает больше всего не от того, что не удовлетворены его желания, а от того, что он становится причиной несчастья любимых женщин.

Образ Мышкина следует рассматривать как своеобразный тип «естественного человека», отразившийся в литературе Ренессанса (Дон Кихот), как вариант «чувствительного человека» в сентименталистской и романтической культуре, как разновидность гармонической личности в ряду положительных героев русской литературы 1850- I860 годов.

Типологически Мышкин связан с одной разновидностью русского подвижника, который способен пострадать, претерпеть за людей (Макар Долгорукий, Зосима, Алеша у самого Достоевского; праведники Лескова). Глубокая связь с духовной традицией народа и ориентация на отдельные человеческие идеалы сообщают масштабность и жизненность праведнику Ф.М. Достоевского.

Анализ романа Ф.М. Достоевского «Идиот»

Анализ романа Ф.М. Достоевского «Идиот»
Вслед за «Преступлением и наказанием» Ф.М.Достоевский пишет роман «Идиот» (1868). Если в первом про­изведении герой показан как отрицательный персонаж, то в «Идиоте» автор поставил перед собой противоположную задачу — «изобразить вполне прекрасного человека». Эта идея была «старинная и любимая» у Достоевского. Свое стремление создать «положительного героя» автор вопло­тил в образе князя Мышкина. Князь Лев Николаевич Мышкин отличается с первого взгляда от всех действую­щих лиц романа тем, что он с радостью воспринимает мир. Он умеет быть счастливым. Он заявляет об этом в первый же день приезда в Петербург. В разговоре с семейством Епанчиных при рассказе о своей жизни в Швейцарии князь признается: «Я, впрочем, почти все время был счастлив». Создавая образ князя, Достоевский в тетрадях с планами и набросками к роману дает следующую характеристику: «Взгляд его на мир: он все прощает, везде видит причины, не видит греха непростительного и все извиняет».Достоевский лишает Мышкина всех внешних качеств, которые могут привлекать окружающих. Некрасивый, не­ловкий, а иногда и даже смешной в обществе, князь болен тяжелой болезнью. На большую часть людей, с кем он сталкивается, он в первый момент производит впечатление «идиота». Но затем все герои романа прекрасно сознают превосходство князя над собой, его духовную красоту. А все это потому, что князь — счастливый человек. «Лю­бить — вот умение быть счастливым. Человек любви ищет, потому что радости ищет. Счастливое сердце — любящее сердце. Любовь сама по себе есть высшее благо. И в людях Мышкин открывает этот всегда живой и влекущий, но робкий и таимый поток любви, жажду любить и быть любимым». (А.Скафтымов).Причины, мешающие людям любить, Достоевский раскрывает в образах остальных действующих лиц романа. Настасья Филипповна, Рогожин, Аглая, Лизавета Прокофьевна, Ипполит, Ганя Иволгин и генерал Иволгин — всем им, в большей или меньшей степени, мешает быть счас­тливыми, понимать и прощать чувство гордости, самолю­бие. Все прекрасные начала человеческих чувств они скры­вают, не дают им выйти наружу. Стремление утвердить себя над всеми превращается у них в потерю своего собствен­ного лица. Огромное желание любить, раскрыть себя перед другим человеком подавляется в них в силу великого само­любия и приносит им только боль и страдание.

Человек, который противопоставлен всем им, — это князь Мышкин, человек, который совершенно лишен самолюбия. Князь — единственный человек, который умеет распознавать в людях те их прекрасные душевные качества, которые они так старательно прячут от посторон­них глаз. Недаром князю легко и хорошо бывает только с детьми. Дети еще не научились прятать свои чувства, обманывать, подавлять в себе искренние порывы. Да и сам Мышкин — «большой ребенок». У Достоевского чувство «детскости» в его героях — это всегда признак того, что в их душе еще не совсем пропали «живые источники сердца», они еще живы, их не заглушили окончательно «уверения и соблазны отрицающего рассудка и гордости».

Но князю всегда трудно со своей открытой душой и простодушием в обществе «больших людей», потому что наивно-открытая душа для чужих, нелюбящих глаз, черствых и завистливых сердец смешна и никак не укладывается в рамки общества, где все чувства наглухо закрыты и где соблюдаются свои собственные законы приличия. В таком обществе искренность даже неприлична и способна только унизить человека. У тех, кто больше любит князя, и ценит, и уважает, такое поведение вызывает стыд за него, смущение и негодование на самого князя за то, что он раскрывает душу недостойным людям.

Но князь Мышкин чувствует расстояние между собой и внутренним своим идеалом. И умеет ценить отношение к себе со стороны. Он много страдает от того, что понимает разницу между тем, что он говорит, как говорит, и самим собой «Я знаю, что я… обижен природой… в обществе я лишний… Я не от самолюбия… Я очень хорошо знаю, что про свои чувства говорить всем стыдно». Князь это чувст­вует не потому, что он самолюбив, в отличие от всех других действующих лиц романа, а потому что боится, что выра­жение этих мыслей может быть не понято окружающими, что «главная идея» может исказиться и оттого он будет страдать еще больше. И князь тоже мечтает о человеке, который понял бы его, полюбил такого, как он есть.

Этот «свет» понимания и приятия своей души он почувствовал в Аглае. Поэтому в романе звучит мотив двойной любви князя. С одной стороны, любовь к Настасье Филипповне, любовь сострадательная, любовь-прощение, любовь «для нее». С другой стороны — любовь к Аглае, жажда прощения для себя, любовь «для себя». Князь всегда верил что Аглая его поймет. Князь понимает, что его трудно полюбить, но он стремится к любви. В его сердце одна любовь не вытесняет другую, они обе живут в его душе И если бы по воле автора князь не был бы втянут в конфликтную ситуацию, он остался бы с Аглаей. Но он остался с Настасьей Филипповной, и это произошло не по его воле, потому что он знал, что необходим для нее.

«Идиот» — одно из самых сложных произведении Достоевского. Салтыков-Щедрин назвал идею романа «лу­чезарной» и подчеркнул, что Достоевский вступил в ту область «преддверий и предчувствий», куда устремлены «отдаленнейшие искания». Образ князя Мышкина, заду­манный как тип «положительно прекрасного человека», превратился в образ больного, слабого человека с печатью глубоких внутренних страданий.

Князь не способен разрешить ни одного жизненного противоречия, он сознает трагический, безысходный хаpaктер происходящих явлений, но он пока еще никак не может изменить эту жизнь. Несмотря на то, что князь глубоко понимает жизнь и людей, он не может оказать на них никакого влияния. Он не может помешать терзаниям Настасьи Филипповны, предупредить ее убийство Рогожиным, помочь Аглае найти выход из тупика и сам кончает жизнь безумием. Достоевский сближает Мышкина с Дон-Кихотом и пушкинским «бедным рыцарем». С одной сто­роны, он подчеркивает этим нравственную высоту князя, а с другой стороны — его бессилие, порожденное несоот­ветствием его идеалов и жизни. Таков итог встречи идеаль­ного героя с людьми бездуховного, разлагающегося обще­ства. «Он, — замечал Достоевский, — только прикоснулся к их жизни. Но то, что бы он мог сделать и предпринять, то все умерло вместе с ним… Но где только он ни прикос­нулся — везде он оставил неисследимую черту».

Десятисерийный художественный фильм, экранизация романа Достоевского «Идиот» 

 Сюжет разворачивается вокруг князя Мышкина, который возвращается, после лечения, из психиатрической клиники Швейцарии в Россию. В поезде он знакомится с Парфеном Рогожиным. Рогожин делится с Мышкином своей историей любви к Настасье Филипповне, которая является бывшей содержанкой миллионера Тоцкого. Приехав в Петербург, наш герой Мышкин, попадает в дом своей дальней родственницы. Там князь случайно видит портрет Настасьи Филипповны, которая производит на него огромное впечатление.
Жанр:  драма
Страна:  Россия
Вышел:  2003
Режиссер:  Владимир Бортко
Роли:  Евгений Миронов, Владимир Машков, Лидия Вележева, Ольга Будина, Инна Чурикова, Олег Басилашвили, Владимир Ильин, Александр Лазарев мл., Андрей Смирнов, Анастасия Мельникова

В этом плеере есть возможность прослушать роман «Идиот», а так же скачать аудио файлы.

Скачать mp3: Часть первая. Глава I. Фрагмент 1 (00:17:44 - 25.7 MB)

Скачать mp3: Часть первая. Глава I. Фрагмент 2 (00:10:53 - 5.7 MB)

Скачать mp3: Часть первая. Глава II. Фрагмент 1 (00:13:40 - 6.8 MB)

Скачать mp3: Часть первая. Глава II. Фрагмент 2 (00:12:15 - 6.2 MB)

Скачать mp3: Часть первая. Глава III. Фрагмент 1 (00:17:17 - 8.2 MB)

Скачать mp3: Часть первая. Глава III. Фрагмент 2 (00:15:40 - 7.6 MB)

Скачать mp3: Часть первая. Глава IV. Фрагмент 1 (00:15:03 - 7.4 MB)

Скачать mp3: Часть первая. Глава IV. Фрагмент 2 (00:14:06 - 7 MB)

Скачать mp3: Часть первая. Глава IV. Фрагмент 3 (00:14:49 - 7.3 MB)

Скачать mp3: Часть первая. Глава V. Фрагмент 1 (00:19:37 - 9.2 MB)

Скачать mp3: Часть первая. Глава V. Фрагмент 2 (00:16:37 - 8 MB)

Скачать mp3: Часть первая. Глава V. Фрагмент 3 (00:04:31 - 3.1 MB)

Скачать mp3: Часть первая. Глава VI. Фрагмент 1 (00:15:13 - 7.4 MB)

Скачать mp3: Часть первая. Глава VI. Фрагмент 2 (00:12:29 - 6.3 MB)

Скачать mp3: Часть первая. Глава VII. Фрагмент 1 (00:18:23 - 8.7 MB)

Скачать mp3: Часть первая. Глава VII. Фрагмент 2 (00:11:38 - 6 MB)

Скачать mp3: Часть первая. Глава VIII. Фрагмент 1 (00:19:56 - 9.3 MB)

Скачать mp3: Часть первая. Глава VIII. Фрагмент 2 (00:16:10 - 7.8 MB)

Скачать mp3: Часть первая. Глава IX. Фрагмент 1 (00:13:57 - 6.9 MB)

Скачать mp3: Часть первая. Глава IX. Фрагмент 2 (00:10:23 - 5.5 MB)

Скачать mp3: Часть первая. Глава X (00:16:00 - 7.7 MB)

Скачать mp3: Часть первая. Глава XI. Фрагмент 1 (00:12:04 - 6.2 MB)

Скачать mp3: Часть первая. Глава XI. Фрагмент 2 (00:07:51 - 4.5 MB)

Скачать mp3: Часть первая. Глава XII. Фрагмент 1 (00:14:15 - 7 MB)

Скачать mp3: Часть первая. Глава XII. Фрагмент 2 (00:10:14 - 5.4 MB)

Скачать mp3: Часть первая. Глава XIII. Фрагмент 1 (00:15:08 - 7.4 MB)

Скачать mp3: Часть первая. Глава XIII. Фрагмент 2 (00:12:35 - 6.4 MB)

Скачать mp3: Часть первая. Глава XIV. Фрагмент 1 (00:15:17 - 7.4 MB)

Скачать mp3: Часть первая. Глава XIV. Фрагмент 2 (00:12:54 - 6.5 MB)

Скачать mp3: Часть первая. Глава XV. Фрагмент 1 (00:12:43 - 6.4 MB)

Скачать mp3: Часть первая. Глава XV. Фрагмент 2 (00:12:29 - 6.3 MB)

Скачать mp3: Часть первая. Глава XVI. Фрагмент 1 (00:16:18 - 7.9 MB)

Скачать mp3: Часть первая. Глава XVI. Фрагмент 2 (00:11:53 - 6.1 MB)

Скачать mp3: Часть вторая. Глава I. Фрагмент 1 (00:16:42 - 8 MB)

Скачать mp3: Часть вторая. Глава I. Фрагмент 2 (00:13:12 - 6.6 MB)

Скачать mp3: Часть вторая. Глава II. Фрагмент 1 (00:18:43 - 8.8 MB)

Скачать mp3: Часть вторая. Глава II. Фрагмент 2 (00:17:24 - 8.3 MB)

Скачать mp3: Часть вторая. Глава III. Фрагмент 1 (00:20:16 - 9.4 MB)

Скачать mp3: Часть вторая. Глава III. Фрагмент 2 (00:16:02 - 7.7 MB)

Скачать mp3: Часть вторая. Глава IV (00:15:06 - 7.4 MB)

Скачать mp3: Часть вторая. Глава V. Фрагмент 1 (00:19:44 - 9.2 MB)

Скачать mp3: Часть вторая. Глава V. Фрагмент 2 (00:20:00 - 9.3 MB)

Скачать mp3: Часть вторая. Глава VI. Фрагмент 1 (00:18:26 - 8.7 MB)

Скачать mp3: Часть вторая. Глава VI. Фрагмент 2 (00:17:23 - 8.3 MB)

Скачать mp3: Часть вторая. Глава VII. Фрагмент 1 (00:13:05 - 6.6 MB)

Скачать mp3: Часть вторая. Глава VII. Фрагмент 2 (00:09:58 - 5.3 MB)

Скачать mp3: Часть вторая. Глава VIII. Фрагмент 1 (00:18:16 - 8.6 MB)

Скачать mp3: Часть вторая. Глава VIII. Фрагмент 2 (00:15:58 - 7.7 MB)

Скачать mp3: Часть вторая. Глава VIII. Фрагмент 3 (00:13:23 - 6.7 MB)

Скачать mp3: Часть вторая. Глава IX. Фрагмент 1 (00:17:04 - 8.2 MB)

Скачать mp3: Часть вторая. Глава IX. Фрагмент 2 (00:14:11 - 7 MB)

Скачать mp3: Часть вторая. Глава X. Фрагмент 1 (00:18:21 - 8.7 MB)

Скачать mp3: Часть вторая. Глава X. Фрагмент 2 (00:15:12 - 7.4 MB)

Скачать mp3: Часть вторая. Глава XI. Фрагмент 1 (00:18:50 - 8.9 MB)

Скачать mp3: Часть вторая. Глава XI. Фрагмент 2 (00:17:28 - 8.3 MB)

Скачать mp3: Часть вторая. Глава XII (00:14:20 - 7.1 MB)

Скачать mp3: Часть третья. Глава I. Фрагмент 1 (00:17:34 - 8.4 MB)

Скачать mp3: Часть третья. Глава I. Фрагмент 2 (00:16:04 - 7.8 MB)

Скачать mp3: Часть третья. Глава I. Фрагмент 3 (00:10:34 - 5.6 MB)

Скачать mp3: Часть третья. Глава II. Фрагмент 1 (00:15:54 - 7 MB)

Скачать mp3: Часть третья. Глава II. Фрагмент 2 (00:15:33 - 7.6 MB)

Скачать mp3: Часть третья. Глава III. Фрагмент 1 (00:19:43 - 9.2 MB)

Скачать mp3: Часть третья. Глава III. Фрагмент 2 (00:19:52 - 9.3 MB)

Скачать mp3: Часть третья. Глава IV. Фрагмент 1 (00:19:12 - 9 MB)

Скачать mp3: Часть третья. Глава IV. Фрагмент 2 (00:18:17 - 8.6 MB)

Скачать mp3: Часть третья. Глава V. Фрагмент 1 (00:19:43 - 9.2 MB)

Скачать mp3: Часть третья. Глава V. Фрагмент 2 (00:16:39 - 8 MB)

Скачать mp3: Часть третья. Глава VI. Фрагмент 1 (00:14:24 - 7.1 MB)

Скачать mp3: Часть третья. Глава VI. Фрагмент 2 (00:16:37 - 8 MB)

Скачать mp3: Часть третья. Глава VI. Фрагмент 3 (00:12:04 - 6.2 MB)

Скачать mp3: Часть третья. Глава VII. Фрагмент 1 (00:19:15 - 9 MB)

Скачать mp3: Часть третья. Глава VII. Фрагмент 2 (00:14:15 - 7 MB)

Скачать mp3: Часть третья. Глава VIII. Фрагмент 1 (00:17:32 - 8.3 MB)

Скачать mp3: Часть третья. Глава VIII. Фрагмент 2 (00:15:00 - 7.3 MB)

Скачать mp3: Часть третья. Глава IX. Фрагмент 1 (00:19:49 - 9.3 MB)

Скачать mp3: Часть третья. Глава IX. Фрагмент 2 (00:15:26 - 7.5 MB)

Скачать mp3: Часть третья. Глава X (00:17:04 - 8.2 MB)

Скачать mp3: Часть четвертая. Глава I. Фрагмент 1 (00:19:22 - 9.1 MB)

Скачать mp3: Часть четвертая. Глава I. Фрагмент 2 (00:14:45 - 7.2 MB)

Скачать mp3: Часть четвертая. Глава II. Фрагмент 1 (00:13:52 - 6.9 MB)

Скачать mp3: Часть четвертая. Глава II. Фрагмент 2 (00:08:39 - 4.8 MB)

Скачать mp3: Часть четвертая. Глава III. Фрагмент 1 (00:15:56 - 7.7 MB)

Скачать mp3: Часть четвертая. Глава III. Фрагмент 2 (00:13:27 - 6.7 MB)

Скачать mp3: Часть четвертая. Глава IV. Фрагмент 1 (00:20:24 - 9.5 MB)

Скачать mp3: Часть четвертая. Глава IV. Фрагмент 2 (00:18:25 - 8.7 MB)

Скачать mp3: Часть четвертая. Глава V. Фрагмент 1 (00:17:08 - 8.2 MB)

Скачать mp3: Часть четвертая. Глава V. Фрагмент 2 (00:15:37 - 7.6 MB)

Скачать mp3: Часть четвертая. Глава V. Фрагмент 3 (00:11:23 - 5.9 MB)

Скачать mp3: Часть четвертая. Глава VI. Фрагмент 1 (00:17:34 - 8.4 MB)

Скачать mp3: Часть четвертая. Глава VI. Фрагмент 2 (00:16:04 - 7.8 MB)

Скачать mp3: Часть четвертая. Глава VI. Фрагмент 3 (00:09:48 - 5.2 MB)

Скачать mp3: Часть четвертая. Глава VII. Фрагмент 1 (00:18:04 - 8.6 MB)

Скачать mp3: Часть четвертая. Глава VII. Фрагмент 2 (00:15:48 - 7.6 MB)

Скачать mp3: Часть четвертая. Глава VII. Фрагмент 3 (00:11:41 - 6 MB)

Скачать mp3: Часть четвертая. Глава VIII. Фрагмент 1 (00:17:33 - 8.3 MB)

Скачать mp3: Часть четвертая. Глава VIII. Фрагмент 2 (00:17:42 - 8.4 MB)

Скачать mp3: Часть четвертая. Глава VIII. Фрагмент 3 (00:12:46 - 6.4 MB)

Скачать mp3: Часть четвертая. Глава IX. Фрагмент 1 (00:17:35 - 8.4 MB)

Скачать mp3: Часть четвертая. Глава IX. Фрагмент 2 (00:13:45 - 6.8 MB)

Скачать mp3: Часть четвертая. Глава X. Фрагмент 1 (00:17:24 - 8.3 MB)

Скачать mp3: Часть четвертая. Глава X. Фрагмент 2 (00:18:26 - 8.7 MB)

Скачать mp3: Часть четвертая. Глава XI. Фрагмент 1 (00:19:29 - 9.1 MB)

Скачать mp3: Часть четвертая. Глава XI. Фрагмент 2 (00:19:51 - 9.3 MB)

Скачать mp3: Заключение (00:10:48 - 16.2 MB)

Чтобы прослушивать книги прямо на сайте нужно установить flash плеер

 

На этой странице вы найдёте материалы по произведению Фёдора Михайловича Достоевского «Идиот». К вашему вниманию предлагается озвучка романа «Идиот»,  телевизионный сериал — экранизация «Идиота» Достоевского, а так же возможность скачать книгу «Идиот» по прямой ссылке с Яндекс диска. Кроме того имеется краткий анализ романа «Идиот».

На этой странице ищут:Идиот Достоевского читать. Идиот смотреть онлайн. Идиот краткое содержание. Анализ романа Достоевского Идиот. Идиот слушать онлайн. Идиот скачать.
Из школьной программы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *